Прокуратура республики принимает меры по защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокуратурой республики проанализировано состояние работы уполномоченных органов  при выявлении, учете и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдения их имущественных прав.

Установлено, что органами государственной власти принимаются необходимые меры по обеспечению прав и законных интересов детей названной категории. Вместе с тем в 2017 и в текущем годах прокурорами констатировались факты нарушений федерального и регионального законодательства, регламентирующего порядок выявления, учета и устройства детей-сирот, защиту их имущественных прав.

Органами опеки ненадлежащим образом осуществляется контроль за деятельностью опекунов, соответствием условий проживания подопечных  установленным требованиям. Нарушается периодичность проведения проверок условий жизни подопечных детей, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества.

За указанный период прокурорами было выявлено 120 нарушений закона в органах опеки и попечительства, в целях устранения которых принято 38 актов прокурорского реагирования. Устранение нарушений находится на контроле органов прокуратуры. Так, прокуратурой Тахтамукайского района  установлено, что в средней школе обучается несовершеннолетний, у которого 06.07.2014  умерла мать, а сведения об отце указаны со слов матери. Ребенок, фактически оставшийся сиротой, проживал и находился на содержании бабушки, без учреждения опеки и, соответственно, без назначения выплат на содержание, причитающихся ему в соответствии с законом.

Не всегда органами опеки и попечительства принимаются адекватные меры к защите прав несовершеннолетних. Так, органом опеки и попечительства МО «Гиагинский район» в 2017 году из семьи фактически были отобраны 5 детей, однако распоряжение  об отобрании  вынесено в нарушение закона только в отношении двоих детей, трое других детей помещены в республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков.

Допускаются нарушения сроков передачи и полноты сведений передаваемых в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В деятельности министерства образования и науки республики выявлено не соблюдение требований, предъявляемых к ведению регионального банка данных, к обеспечению сохранности документов, электронно-цифровых анкет детей и граждан. В ходе прокурорской проверки министерством утвержден порядок учета, хранения и уничтожения резервных копий регионального банка данных, в настоящее время принимаются меры к приведению в соответствие с требованиям закона Административного регламента по исполнению этой государственной функции.

При передаче сведений о детях региональному оператору территориальными органами опеки допускались нарушения при заполнении анкет на детей, указании их персональных данных, нарушались сроки направления сведений о детях региональному оператору.

Несмотря на имеющуюся в министерстве практику направления в территориальные органы опеки информаций о нарушениях, допускаемых специалистами, материалы для решения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности при наличии к этому оснований не направлялись.

Органы опеки практически не информируют граждан о возможности стать опекунами и о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве в семью.

Проводимая учреждениями социального обслуживания профилактическая и реабилитационная работа на начальной стадии возникновения семейных проблем, в том числе попавшим в трудную жизненную ситуацию семьям, для предотвращения изъятия ребенка, остается недостаточно адекватной остроте проблемы.

Проверками устанавливались факты отсутствия контроля за условиями содержания и воспитания детей и надзор за деятельностью опекунов, за использованием опекунами имущества несовершеннолетних.

Отдельного внимания заслуживают вопросы соблюдения закона при назначении (прекращении) и выплате ежемесячных средств на содержание подопечных, вознаграждения приемным родителям. Имеют место факты как необоснованного назначения средств на содержание детей, так и прекращения выплаты средств.

Требует совершенствования работа территориальных органов опеки и профильного министерства по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Органами местного самоуправления своевременно не решаются вопросы заключения договоров найма специализированных жилых помещений, что не позволяет министерству образования и науки республики принимать решения об исключении из списка лиц, в отношении которых государственные полномочия исполнены.

Не всегда уполномоченными органами принимаются исчерпывающие меры по взысканию и фактическому получению детьми алиментов со стороны родителей, лишенных родительских прав. Алименты получают всего 28% детей, лишенных родительского попечения.

Соблюдение прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на контроле прокуратуры республики.